Западные конкуренты остались позади, буйным цветом зацвела разработка. У покупателей шок, импортозамещение и глаза разбегаются.
Планы по развитию у российских вендоров часто амбициозные — например, мы уже умеем и в ИИ, и в XR, хотя над базовыми потребностями всё ещё предстоит поработать.
«Будущее цифровых коммуникаций в России»
Уже традиционный круглый стол на Видео+Конференции 2024 в этом году вёл главный редактор TAdviser Александр Левашов.
Дискутировал «весь цвет российского рынка корпоративных коммуникаций»:
- Георгий Казимирчик, VK WorkSpace
- Олег Пашукевич, МТС Линк
- Дмитрий Одинцов, Труконф
- Антон Анпилов, SaluteJazz
- Ангелина Зинченко, Яндекс 360
Рынок покупателей
Западные вендоры исчезают с рынка, хоть и не так быстро, как хотелось бы. Весь 2024 год мы никак не можем распрощаться с Microsoft. Но процесс идет.
Разработчики ВКС в России после ухода западных конкурентов стали появляться как грибы после дождя. Мы — страна с самым большим количеством вендоров в сфере коммуникаций.
Дмитрий Одинцов, Труконф
— Безумству храбрых поём мы песню. Естественное желание на таком рынке — что-нибудь подзаработать, но есть нюансы… Мы все вместе делим не очень большую пиццу
Недавно у покупателей реально была проблема выбора из 8-10 решений, сейчас активность спадает, идет «игра на выбывание». В ближайшие два года рост рынка сильно замедлится, начнется консолидация, снижение цен. Пользователи от этого только выиграют, считает Антон Анпилов.
Вопрос из зала
Когда мы научимся делать киллер-фичи, а не просто копировать западные продукты, чтобы облегчить клиентам принятие решения?
Антон Анпилов, SaluteJazz
— Сначала нужно доделать базовые фичи, да и качество подтянуть. Еще наверное года два у всех уйдет, чтобы клиенты сказали «всё, мы покупаем, все нормально, а теперь удивите». И вот тогда пойдет самое интересное
Кто выживет
Георгий Казимирчик из VK WorkSpace считает, что место западных конкурентов займут те игроки, кто предлагает комплексные унифицированные коммуникации — это не только видеозвонки, календари, почта. Это продукты, которые пронизаны «сквозными сценариями» для исчерпывающего решения задач офисных и полевых работников.
Ангелина Зинченко, Яндекс 360
— Сейчас присутствует довольно много нишевых решений. Они как появлялись, так и будут появляться, это нормальный эволюционный процесс. Они подсвечивают рынку какие-то уникальные потребности бизнеса и это очень классно. Но я считаю, что консолидация рынка так или иначе все равно неизбежна
Крупным компаниям сложно менять ПО, они будут рассчитывать на надежных вендоров, чтобы не остаться без поддержки через пару месяцев. Нишевые продукты будут поглощаться.
На вопрос Александра Левашова, как именно пойдет консолидация, Дмитрий Одинцов предположил, что гибель — более ожидаемый сценарий, чем слияния или поглощения. На маленьком рынке такому количеству продуктов не выжить, выходцы из сошедших с дистанции компаний будут усиливать собой другие команды.
Олег Пашукевич, МТС Линк
— Можно взять Jitsi и на ее базе создать решение, сделать красивую обертку, но эта история, на мой взгляд, не самая долговечная. Рано или поздно тебя раскусят… В следующем году мы однозначно увидим схлопывание части вендоров, которые залетели на хайпе
Антон Анпилов видит рынок так: сегмент для крупных предприятий из 2-3 игроков, отдельный пул продуктов для среднего и малого бизнеса, а за ними хвост из очень специализированных решений, типа ВКС под водой.
При этом останется open source, прогнозировать рост или спад которого эксперты не решились. Никуда не денутся бесплатные инструменты, в том числе Telegram и Whatsapp. Кроме того, многие продолжают пользоваться западными решениями.
Обозначили важность маркетинга и работы с партнерами. Успех не всегда зависит от функциональности. Вспомнили рекламу Яндекса на билбордах.
«Давайте напишем в Минцифры»
Вопрос из зала:
— Стоит ли ожидать массового замедления иностранных решений и как скоро это может произойти?
Георгий Казимирчик засомневался в таком развитии событий. Однако заметил, что даже если это произойдет, люди найдут способ продолжить использовать тот же Zoom или Google Meet.
Другие эксперты склонны думать, что тенденция на замедление и блокировки все же есть, пользоваться такими продуктами становится всё сложнее.
Дмитрий Одинцов, Труконф
— Давайте напишем в Минцифры, чтобы они заставили, например, Ростелеком, ускорить российские сервисы, а не замедлять иностранные — приоритизировать для нас трафик
Ангелина Зинченко предложила бояться не планового замедления, а непредвиденных блокировок самими иностранными вендорами, когда остается условно одна ночь на то чтобы спасти свои данные. Такие сценарии встречаются чаще.
Проходим, не стесняемся!
Госорганы начали «стесняться» использовать западные решения и почти перешли на российские аналоги. Но бизнес не обязан импортозамещать весь софт, там доля иностранных решений, особенно облачных, пока сохраняется.
Георгий Казимирчик отметил, что крупный энтерпрайз перестал бояться облаков. Есть кейсы перехода больших предприятий, которые использовали локальное ПО, на отечественные SaaS-решения или Private Cloud.
Основной мотив перехода на отечественное — избежать неожиданных отключений и потери данных, а не импортозамещение ради импортозамещения.
Олег Пашукевич привел цифры прошлогоднего исследования российского корпоративного рынка ВКС от TAdviser. Там в сегменте крупного бизнеса полностью перейти на отечественное решение планировали только 40% предприятий. 60% использовали и российские, и западные продукты одновременно. Но ни те, ни другие не могут полностью искоренить привычные инструменты. Очаги сопротивления сохраняются на уровне конкретных отделов по инерции. Иногда старые привычные облачные сервисы используют как резерв для быстрого решения простых задач.
Данные нашего исследования [В+К] на эту тему похожи — 33% использовали только российское решение, у остальных в арсенале разный набор инструментов.
С другой стороны, Олег Пашукевич считает правильным постепенный переход на новое решение без жестких директив. Это помогает российским продуктам стать конкурентоспособными, доказать свою функциональность и адекватность в честной борьбе.
Мотивация на импортозамещение
Дмитрий Одинцов, Труконф
— У нас есть, может быть, иллюзия, что отечественные продукты начали нравиться. Достаточное количество людей начинает поддерживать отечественное
С точки зрения обслуживания у западных вендоров был по умолчанию готовый продукт и односторонний монолог в формате обновлений. С российскими разработчиками возможен диалог, то есть доступна надежная поддержка, при необходимости и доработка.
Прозвучало мнение, что лучше всех по качеству связи все-таки Zoom, и не скоро его кто-то догонит и повторит, так как изначально продукт строился на экспертизе в этой сфере. Однако другие эксперты считают, что качество российских продуктов тоже улучшается, особенно в условиях нестабильной связи.
Георгий Казимирчик, VK WorkSpace
— Мы знаем реалии российской эксплуатации, когда у нас есть проблемы со слабыми каналами. Майкрософту пофиг на слабые каналы. Они привыкли строить офисные продукты, где огромный кабель подключен и проблем с трафиком нет.
В России же есть удаленные места, где хорошего интернета просто не существует. Отечественные продукты поддерживают такие сценарии. И пользователи дают положительную обратную связь, что это работает лучше, чем Cisco, Zoom, Microsoft. «Даже лучше, чем условный консьюмерский WhatsApp».
Каких технофишек ждать
Тут ничего неожиданного — искусственный интеллект. Задача ближайшего будущего — автоматизация и уход от рутины. По данным Яндекса, на этом можно сэкономить до 20% рабочего времени.
Доля SIP-устройств продолжает снижаться, заметили эксперты МТС Линк и ВК. В России появляется более продвинутое оборудование для переговорных комнат. При этом телефония все еще важна для контактных центров, здесь нашему рынку нужно догонять, чтобы интегрировать инструменты в текущие продукты.
С технической точки зрения стоит ждать улучшения качества и стабильности работы на слабых каналах, считает Георгий Казимирчик.
На вопрос из зала никто из вендоров не озвучил планов по разработке своего протокола. Запрета на использование WebRTC присутствующие российские вендоры не опасаются.
Зачем нужны XR и метавселенные
МТС Линк голосует за метавселенные. Точнее — за возможность сделать онлайн-встречи еще больше похожими на общение в офлайне, когда находишься с собеседником в одном помещении. Цукерберг не сдается, в этом есть смысл. Дмитрий Одинцов поддержал Олега Пашукевича в том, что сидеть перед экраном все привыкли и это уже скучно. Не обязательно это будет метавселенная, возможно какой-то другой способ пообщаться.
Сбер тоже пробует XR — чтобы клиенты могли делиться идеями на расстоянии, но при этом иметь возможность отдыхать от камеры и не терять контакт. Кейс специфический, однако скоро на работу выйдет поколение Roblox, для них это естественная среда.
Ангелина Зинченко выделила в тренде про метавселенные полезные инструменты уже на сейчас:
— мы можем использовать шумоподавление для погружения в контекст, чтобы полностью абстрагироваться от реальности
— фоны, аватары, тюнинг внешности и голоса помогают сохранить конфиденциальность.
Уберите звонки из телефона!
Дмитрий Одинцов отметил, что молодёжь мечтает убрать звонки из телефона и дозировать свое общение, видеозвонки как рабочий инструмент устаревают. В отдаленной перспективе искусственный интеллект может принимать на себя любые входящие — от видео до почты. И самостоятельно принимать решение, стоит ли отвечать на вызов и каким именно образом.
По мнению Олега Пашукевича, важный тренд — унификация коммуникаций в глобальном смысле. Не должно остаться ВКС и отдельных мессенджеров с чатами. Люди будут от и до решать свои задачи в одном месте, не переключаясь — то в чем преуспел Microsoft и что пытается делать Zoom.
На вопрос из зала вендоры подтвердили планы разрабатывать решения и надстройки для людей с особенностями зрения и слуха. Целые подразделения, занимающееся этим функциналом, есть в Сбере, Яндексе и ВК, продукты для бизнеса тоже будут адаптированы.
У МТС Линк уже есть кейс в сфере инклюзии — адаптация десктопной и мобильной версии приложения для слабовидящих и незрячих, подобные функции будут добавляться. Лаборатория «Сенсор-Тех» ещё на В+К 2022 анонсировала социально-ориентированный сервис совместно с Труконф. Он помогает людям с нарушением зрения и слуха распознавать и озвучивать текст, считывать QR-коды, идентифицировать предметы и купюры, а также запрашивать помощь волонтёра по видеосвязи.
Дмитрий Одинцов отметил, что молодёжь мечтает убрать звонки из телефона и дозировать свое общение, видеозвонки как рабочий инструмент устаревают. В отдаленной перспективе искусственный интеллект может принимать на себя любые входящие — от видео до почты. И самостоятельно принимать решение, стоит ли отвечать на вызов и каким именно образом.
По мнению Олега Пашукевича, важный тренд — унификация коммуникаций в глобальном смысле. Не должно остаться ВКС и отдельных мессенджеров с чатами. Люди будут от и до решать свои задачи в одном месте, не переключаясь — то в чем преуспел Microsoft и что пытается делать Zoom.
На вопрос из зала вендоры подтвердили планы разрабатывать решения и надстройки для людей с особенностями зрения и слуха. Целые подразделения, занимающееся этим функциналом, есть в Сбере, Яндексе и ВК, продукты для бизнеса тоже будут адаптированы.
У МТС Линк уже есть кейс в сфере инклюзии — адаптация десктопной и мобильной версии приложения для слабовидящих и незрячих, подобные функции будут добавляться. Лаборатория «Сенсор-Тех» ещё на В+К 2022 анонсировала социально-ориентированный сервис совместно с Труконф. Он помогает людям с нарушением зрения и слуха распознавать и озвучивать текст, считывать QR-коды, идентифицировать предметы и купюры, а также запрашивать помощь волонтёра по видеосвязи.
Бонус-трек про дружбу и конкуренцию
Александр Левашов, главный редактор TAdviser
— Хотелось бы поинтересоваться… Между собой у вас есть какие-то интеграционные проекты? У Сбера и Труконф, или у ВК и МТС Линк, или у Яндекса?
Для интеграции продуктов российских вендоров между собой рынок недостаточно зрелый и необходимости в этом пока нет, единогласно решили российские вендоры.
Хотя разные варианты взаимодействия не исключают — например, вход через «единое окно» от ВК с доступом к любому партнерскому продукту, работу с оборудованием и другим софтом друг друга. Подключение по чужим ссылкам тоже не осуждают, если безопасники не против.
Итого
Еще год назад эксперты обсуждали, зачем и точно ли всем нужна видеосвязь, удобно ли заставлять пользователей соблюдать требования безопасности и как собрать конструктивные отзывы с бесплатных пользователей.
Сейчас корпоративные коммуникации у нас как будто «кристаллизуются». Вендоры полируют базовый функционал, отсеиваются нежизнеспособные продукты. Госсектор завершает импортозамещение, в то время как бизнес присматривается и начинает видеть реальные плюсы в отечественных ВКС, и не только с точки зрения возможных санкций, отключений, безопасности и поддержки. Российская особенность — большая территория и местами слабые каналы. Microsoft здесь не рулит, приходится решать самим.
Появилось много своих наработок, связанных с искусственным интеллектом и даже с виртуальной реальностью. Профессионалы видят, как и зачем это понадобится, и делают продукты на опережение, пытаясь приучать рынок к хорошему. Через год оценим, что из этого получилось.