В завершающем квартале 2017 финансового года доходы Cisco составили $12,13 млрд, что на 4% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Доход по GAAP составил $2,4 млрд. Как видно из графика, показатели растут от квартала к кварталу, хотя общий доход компании практически равен доходу за первый квартал 2014 года. Наиболее «проблемными» сегментами стали рынки коммутаторов и сетей нового поколения: доход снизился на 9% по сравнению с показателями предыдущего года, хотя это направление по-прежнему приносит компании 44% от общих продаж.
Cisco отмечает, что компания находится в процессе перехода на новую модель продаж: от продуктов к услугам. На данный момент более половины продаж программного обеспечения Cisco составляет продажа услуг, а ожидаемые поступления от регулярных продаж ПО и подписок превысили отметку в $5 млрд. Регулярный доход составляет 31% от общего дохода. Как известно, переход к новой модели продаж (от продуктов к услугам) приводит к краткосрочному падению доходов, но в перспективе обеспечивает стабильность и долгосрочный рост. Похоже, что рынок коммуникаций (а в особенности рынок корпоративных коммуникаций) сейчас находится на стадии перехода к новой модели.
Наибольший интерес у читателей этого блога несомненно вызывает направление совместной работы Cisco. Данный сегмент приносит компании около $1 млрд за квартал и включает в себя несколько направлений: контакт-центры, чат сервисы, IP-телефоны (здесь показатели могут существенно колебаться от квартала к кварталу), VoIP, совместная работа в интернете и видеоконференцсвязь. Каждый из этих компонентов имеет собственную траекторию роста.
Показатели за четвертый квартал 2017 года по всему направлению совместной работы выросли на 8,8% по сравнению с предыдущим кварталом, но снизились на 3,5% по сравнению с прошлым годом. Совокупные темпы годового роста выросли на 9,7% за последние три года. За 2017 финансовый год совокупный доход компании составил $48,005 млн, что на 3% меньше по сравнению с 2016 годом ($49,247 млн).
Как отмечалось в прошлом квартале, не совсем понятно, к какой категории решений Cisco можно отнести Cisco Spark. Скорее всего, продажи Spark влияют сразу на несколько категорий Cisco: совместная работа в Интернете, VoIP, передача данных и видеоконференцсвязь. Показатели Cisco в сфере видеосвязи можно трактовать как еще одно доказательство того, что популярность традиционных аппаратных комнатных систем ВКС снизилась, а клиенты все чаще выбирают программные решения и облачные услуги. Впрочем, эта тенденция еще не доказана.
Напрашивается вопрос: растут или снижаются объемы рынка совместной работы? Возможно, мы просто находимся в процессе перехода к новой модели продаж?